157940, Костромская область, поселок Красное-на-Волге, ул. Красная площадь, д. 11
Версия для слабовидящих

«Охрана труда» — информационный портал Пенсионный Фонд России Госуслуги: Костромская областьВсероссийское голосование по выбору объектов для благоустройства

Служба по контракту Решение всех вопросов ЖКХ в одном приложении

Главная » Новости » Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре – 27 лет.

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре – 27 лет.

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре – 27 лет. 

27 апреля 1990 года приказом Генерального прокурора СССР Сухарева А.Я. создана первая в России специализированная природоохранная прокуратура с дислокацией в г. Калинине (сейчас г. Тверь) как орган, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, органами власти, местного самоуправления, природоохранными контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными или функционирующими в бассейне реки Волга. Так появилась Волжская природоохранная прокуратура.

За 27-летний период своего существования прокуратура четко определила свое место в системе органов, занимающихся экологическими проблемами, и активно осуществляет функции межрегионального прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства.

В настоящее время Волжской природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур. Костромская межрайонная природоохранная прокуратура образована в октябре 1990 года в соответствии с приказом Генерального прокурора СССР.

С момента своего образования Костромская межрайонная природоохранная прокуратура Конец формы добилась значительных результатов в решении важнейших экологических проблем региона.

Так, в 2014 г. Костромская межрайпрокуратура добилась прекращения эксплуатации свалки отходов, расположенной вблизи д. Семенково Костромского района, существовавшей на протяжении более 50 лет.

В январе 2014 г. по результатам проверки, проведенной по многочисленным обращениям жителей Костромского района, Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в Костромской районный суд с исковым заявлением о прекращении размещения отходов на свалке у д. Семенково и обязании рекультивировать земли, занимаемые свалкой.

Решением Костромского районного суда от 16.06.2014 требования прокурора удовлетворены в полном объеме – на предприятие, эксплуатирующее свалку, возложена обязанность по прекращению размещения отходов на свалке и ее рекультивации. На Комитет городского хозяйства администрации г. Костромы возложена соответствующая обязанность по организации ее рекультивации. Решение суда вступило в законную силу и в настоящее время частично исполнено – размещение отходов на свалке прекращено.

Нарушения лесного законодательства, в том числе незаконные рубки по-прежнему остаются актуальной проблемой для Костромской области, территория которой на 74 % покрыта лесами. Состояние законности в сфере оборота древесины, высокая экономическая, экологическая и социальная значимость лесных ресурсов для региона диктуют направленность надзорной деятельности прокуратуры и иных правоохранительных и контролирующих органов региона, обусловливают приоритет проверок исполнения лесного законодательства.

С 2014 г. по 2017 г. в ходе прокурорских проверок устанавливались многочисленные факты заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан от имени умерших граждан с использованием их паспортных данных.

Костромскую область можно по праву считать основоположником практики по массовому выявлению фиктивных договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, заключенных с «мертвыми душами». Всего за указанный выявлено более 60 таких фактов.

В результате проведенных проверок возбуждены уголовные дела по ст. 260 УК РФ (Незаконная рубка) и ст. 327 УК РФ (Подделка документов). На сегодняшний день, прокурорские проверки по выявлению фиктивных договоров проведены во всех поднадзорных районах области. Вместе с тем, продолжается работа по взысканию в судебном порядке ущерба, причиненного лесному фонду в результате таких незаконных рубок.

До проведения подобных проверок на территории области заключалось ежегодно порядка 10 тысяч договоров. После выявленных фактов количество заключенных договоров после наших проверок снизилось в 5 раз – до 2 тысяч в год. Их выявление послужило поводом к организации качественно иной договорной работы в лесничествах.

 

Деятельность природопользователей и государственных органов по охране окружающей среды не является самоцелью. В первую очередь эта деятельность направлена на обеспечение качественных и безопасных условий жизнедеятельности человека.

Вместе с тем, прокурорские проверки свидетельствуют о том, что не все хозяйствующие субъекты и должностные лица органов власти учитывают это.

Так, в 2016 г. по поступившему обращению проведена проверка исполнения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области Закона при реализации полномочий по выдаче лицензии на пользование недрами в отношении участков недр местного значения, содержащих подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В соответствии с указанной лицензией целевое назначение и виды работ – добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения.

Однако, в нарушение Закона данный  приказ принят с нарушением требований Закона, в частности, в отсутствие у предприятия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Тогда как добываемая из скважины питьевая вода не соответствует обязательным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по химическим показателям.

Решением суда Свердловского районного суда г. Костромы вышеуказанный приказ Департамента признан незаконным.

Кроме того, по результатам проверки в отношении юридического лица - возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, директору предприятия внесено представление об устранении нарушений Закона.

Кроме того, межрайпрокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37УПК РФ в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 238 УК РФ направлено постановление.

По результатам рассмотрения таких материалов и постановления природоохранного прокурора Костромским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета России по Костромской области возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ. Ведется расследование.

Кроме того, в связи возбуждением уголовного дела по ч. 1 ст. 238 УК РФ межрайпрокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УК РФ в Следственное Управление СК России по Костромской области направлено постановление и материал проверки для решения вопроса об уголовном преследовании по ч.1 ст.286 УК РФ в отношении должностного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области принявшего решение о предоставлении права пользования участками недр местного значения для добычи питьевой воды. Возбуждено уголовное дело, ведется расследование.

 

Одной из важнейших проблем экологического и санитарно-эпидемиологического характера на территории Костромской области являются сибиреязвенные скотомогильники.

Согласно статистическим данным Управления ветеринарии Костромской области на территории региона находятся более 350 скотомогильников, из них 11 – с установленным местом нахождения, точное место нахождения остальных скотомогильников не установлено.

Являясь потенциально опасными объектами, вышеуказанные места захоронений биологических отходов создают угрозу возникновения и распространения инфекций, появления эпидемий, опасных для человека и животных, причинения вреда окружающей среде.

Во 2 полугодии 2014 г. в рамках надзора за исполнением природоохранного законодательства Костромской межрайпрокуратурой проведены выездные проверочные мероприятия на предмет надлежащего состояния сибиреязвенных скотомогильников.

Установлено, что из общего числа скотомогильников с установленными местами нахождения 2 на момент проверки не соответствовали требованиям санитарных правил. Так, скотомогильники, расположенные в районе д. Павлово (д. Вонюх) Суховерховского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области (захоронение 1907 г.) и в районе с. Кулиги Емсненского сельского поселения муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области (захоронение 1901 г.) не были ограждены, что создавало условия для свободного доступа людей и животных на опасные территории.

По результатам проверки природоохранным прокурором в Свердловский районный суд г. Костромы направлено исковое заявление о возложении на Администрацию Костромской области обязанности привести сибиреязвенные захоронения в надлежащее санитарное состояние.

В рамках указанного гражданского дела проведена судебная экспертиза, результаты которой показали отсутствие спор сибирской язвы в исследованных образцах почвы, отобранных с территорий скотомогильников. Однако, несмотря на результаты экспертизы, с учетом совокупности представленных прокуратурой доказательств 25.11.2015 Свердловским районным судом г. Костромы исковые требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. Решение суда исполнено.

 

В 2015 г. Костромской межрайпрокуратурой проведена проверка законности использования отработанных автомобильных шин в целях благоустройства территорий населенных пунктов. Указанная проверка проведена природоохранной прокуратурой по обращению жителей многоквартирных домов, расположенных по ул. Свердлова г. Костромы, чьи дворы, по мнению заявителей, «похожи на полигоны промышленных отходов», поскольку в качестве основного элемента благоустройства во дворах использованы отработанные автомобильные шины.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что указанные элементы дворового дизайна являются опасным отходом и подлежат утилизации.

Так, по степени опасности для экологии отработанные шины отнесены законодательством к 4 классу опасности. Критериями отнесения отходов к такому классу опасности является нарушение экологической системы с периодом самовосстановления не менее 3 лет.

В свою очередь, по степени токсичности и воздействия на среду обитания и здоровье человека отработанные шины с кордом отнесены к отходам 2 класса опасности (высоко опасные), без корда - к 3 классу опасности (умеренно опасные).

В связи с изложенным, в Ленинский районный суд г. Костромы направлено исковое заявление о возложении обязанности на Комитет городского хозяйства администрации г. Костромы организовать сбор и вывоз отработанных автомобильных шин, расположенных на территории общего пользования в районе дома 99 по ул. Свердлова г. Костромы.

Решением суда исковые требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

Представленные прокуратурой доказательства позволили суду сделать вывод, что единственным законным способом обращения с отработанными автомобильными шинами является их демонтаж и утилизация.

Следует отметить, что использование автомобильных шин в благоустройстве дворов распространено повсеместно. Кроме того, шины зачастую используют в строительстве берегоукреплений и иных целях, не обращая внимания на опасность, создаваемую такими отходами в необезвреженном состоянии. Однако до настоящего времени судебной практики по аналогичным делам в России не имелось. В указанной связи решение Ленинского районного суда г. Костромы является прецедентным.

 

В связи с развитием экологического законодательства, внедрением новых экологических требований, хозяйствующие субъекты-природопользователи обязаны строго следить за оказываемым ими негативным воздействием на окружающую среду. На природопользователях лежит обязанность иметь достаточно большой объем разрешительной, проектной и иной экологической документации, в целях разработки или получения которой предприниматели обращаются в специализированные организации, которые, как показали проверки, допускают факты злоупотребления доверием их клиентов.

Так, в 2017 г. по материалам проверки Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры возбуждено 6 уголовных дел по факту совершения генеральным директором одной из организаций г. Костромы мошенничества с использованием своего служебного положения при оказании возмездным услуг по разработке паспортов опасных отходов

В ходе проверок природоохранным прокурором установлено, что генеральным директором одной из организаций г. Костромы при оказании услуг по разработке паспортов опасных отходов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допущены факты хищения чужого имущества путем обмана с использованием своего служебного положения, выразившееся в оказании возмездных услуг по разработке паспортов опасных отходов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение без проведения анализа химического и (или) компонентного состава вида отходов, на основании самостоятельно изготовленных от имени сторонней организации актов отбора проб отходов и протоколов анализа отходов.

По результатам проверки в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании направлено 6 материалов проверки, в отношении генерального директора организации возбуждено 6 уголовных дел по ч. 3 ст. 159 УК РФ (Мошенничество). Ведется расследование.

 

В июне 2015 г. природоохранной прокуратурой в связи с планируемой застройкой территории Шаговского пруда, расположенного на пересечении ул. Шагова и Долматова г. Костромы, проведена проверка, в ходе которой установлено, что сведения об указанном водном объекте не представлены Управлением имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Кострома в отдел водных ресурсов Верхне-Волжского БВУ по Костромской области для внесения в государственный водный реестр, что фактически привело к отсутствию в государственном водном реестре сведений о пруде как о существующем водном объекте.

Одновременно с этим территория пруда была представлена в аренду для строительства частного заведения общественного питания, проводились подготовительные работы, по периметру пруда возведено ограждение.

По результатам проверки в Свердловский районный суд г. Костромы направлено заявление о признании незаконным указанного бездействия Управления имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Кострома. В ходе судебного разбирательства Управление добровольно исполнило требования прокурора, представив сведения о пруде в отдел водных ресурсов ВВБВУ по Костромской области для внесения в государственный водный реестр.

В настоящее время пруд и прилегающая к нему территория благоустроены и являются одной из достопримечательностей г. Костромы, общедоступным местом отдыха населения.

 

Состояние законности, практика прокурорского надзора, анализ результатов деятельности контролирующих и иных органов власти Костромской области безусловно свидетельствуют о востребованности и значимости работы природоохранной прокуратуры как одного из наиболее авторитетных звеньев системы государственного механизма обеспечения законности и правопорядка в сфере экологии. Работа в указанном направлении продолжается. 

Старший помощник прокурора                                                         

А.А. Михин

Дата создания: 12-05-2017
Дата последнего изменения: 12-05-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: